Детский сад "Солнышко"

Психологические особенности раннего возраста. Консультация воспитателя.

Психологические особенности раннего возраста. Консультация воспитателя.

Консультация воспитателя.

«Психологические особенности раннего возраста»

 

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым. В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов.

В совместной деятельности с  ребёнком  взрослый  выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых  взрослый раскрывает ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
  • в-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка.

В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен  только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. 

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.

Происходит переход к зрительному соотнесению свойств предметов. Ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. 

Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

 

Развитие мышления

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия,  которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку.

В процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий,  называют наглядно-действенным.

Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста.

Удовольствие ребенку доставляет не столько получение какого-либо результата, сколько сам процесс.

 

Овладение речью

Потребность и необходимость говорить предполагает  два главных условия:  потребность  в  общении  со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.

 

Произвольная регуляция деятельности

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.

 

Рождение игры

Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста,  открывают огромный простор для фантазии  ребёнка, освобождают его от давления наличной ситуации.

Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Появление потребности в общении со сверстниками

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.

Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  

  • непосредственность, 
  • отсутствие предметного содержания,
  • раскованность,
  • эмоциональная насыщенность, 
  • нестандартность  коммуникативных средств,
  • зеркальное отражение действий и движений партнёра.

 

Кризис 3-х лет

К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «Я сам»,  которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса (по Л.С. Выготскому) являются  негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, строптивость, деспотизм или ревность, протест (бунт), обесценивание.

 

Рождение Я

Новое видение «Я» через призму  своих  достижений  кладёт начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности,  предстаёт  перед  ним как объект,  не совпадающий с ним.  А это значит,  что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию,  которая разворачивается не  во внутреннем,  идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.

 

Оставьте ваш комментарий

  • Наш адрес

    624213
    Свердловская обл., г. Лесной
    пос. Таежный, ул. Культуры, д.10
    тел: 8 (343) 42-37865

ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТЫ ОТОБРАЖЕНИЯ